БЫЛИ СУДЫ НАРОДНЫЕ, А СТАНУТ ПРОКУРОРСКИЕ?

Итак, свершилось! Со сменой Генерального прокурора Украины, как из рога изобилия, посыпались резонансные дела. Произвели обыск в офисе бизнесмена Вадима Новинского, арестовали экс-главу фракции ПР в парламенте Александра Ефремова. Правда, обыск ничего не дал,  а экс-регионала отпустили под залог в 3,6 миллиона гривен, что скорее говорит о громкой пиар-акции нового Генпрокурора Виктора Шокина. Но все-таки есть одна вещь, за которую прокуратура взялась со всей ответственностью. (Кстати, продолжая генеральную линию поведения экс-Генпрокурора Виталия Яремы). Речь идет о борьбе все с теми же «продажными» судьями, которые привели к импотенции государственную машину.  16 февраля на страничке в Fb пресс-секретаря столичной прокуратуры Алены Яхно появился пост: «Прямо сейчас следователи прокуратуры города Киева проводят обыск в помещении Окружного административного суда г. Киева. Как оказалось, судьи этого суда умудрялись каким-то непостижимым образом наслаждаться жизнью за границей и при этом принимать судебные решения».

Довольно необычная манера сообщать о своих действиях у структуры, которая в общем-то славится весьма закрытой, но об этом позже.

Следователи, совместно с оперативниками УБОПа, внимательнейшим образом изучили кабинеты 10 судей Административного окружного суда Киева. Благо, шмонать непосредственно служителей Фемиды их коллега-судья из Черновцов (к слову, оттуда же родом министр юстиции Павел Петренко и премьер-министр Арсений Яценюк) не давал добро. Закончив осмотр кабинетов, правоохранители удалились, прихватив с собой компьютер одного из судей. Рабочий аппарат оказался с изюминкой — в нем находился проект решения по делу о запрете Коммунистической партии Украины, что некоторыми было воспринято как намек о нежелательности вынесения приговора и настоящей причины обыска.

Также, в список возможных причин обыска попали судебные прецеденты — принятое 11 февраля Административным окружным судом Киева решение об отмене пункта постановления Кабмина, которым были отменены выплаты пенсий и социальных пособий мирным жителям в зоне АТО.

Прокурорское рейдерство

Уже на следующий день на сайте Окружного административного суда появилось гневное сообщение, суть которого сводилась к тому, что вчерашним обыском в помещении суда было оказано давление на судей. И с этим трудно не согласиться.

Решение судьи из Черновцов Степана Богдан, разрешившему киевским правоохранителям проводить обыск в Киевском суде, так похоже на схему, широко применявшуюся на Украине в 2006-2007 годах во времена экономического рейдерства. Схема один в один: судебное решение суда совершенно из другого города, обыск-налет, изъятие документов.

Но больше всего в сообщении акцентировали внимание на публичности этих действий, которые были настолько важны, что в прокуратуре даже не удосужились подготовить надлежащую легенду, ограничившись предположениями о подделке судебных решений, что следовало из неправильных дат.

Ну, в принципе, грамматические ошибки в решениях судов встречаются довольно часто, правда на основании этого вопрос об их незаконности никто не ставил. Не было прецедентов…

Собственно, ничего странного в этом нет. Скажем, на одного судью Окружного административного суда Киева в месяц приходится 83 дела, которые ему необходимо рассмотреть, а секретарю надлежащим образом оформить. Без ошибок такой объем работы невозможно проделать.

Что же в случае обнаружения таких казусов необходимо делать? По мнению судей, просто по-тихому разобраться в ситуации и выяснить, не является ли это следствием обычной ошибки.

В прокуратуре города Киева решили иначе и устроили лихой кавалерийский налет с шашкой, пардон, решением Черновицкого суда наголо. А после «победы» над врагом прихватили трофеи — компьютер судьи Валерия Кузьменко и постарались, чтобы об очередном торжестве закона и справедливости узнали как можно больше народу, для чего выбрали не унылый сайт прокуратуры, на который кроме журналистов редко кто заглядывает, а социальные сети.

Кстати, ценное нововведение: в случае провала в расследовании, к которым, в принципе, прокуратуре не привыкать, все можно свалить на самодеятельность пресс-секретаря.

Действительно, заявления прокуратуры о хищениях Андрея Портнова уже переросли в рекордные 11 судов, выигранные им у Генпрокуратуры. Не забыть бы так же и проигранный главным мытарем страны Игорем Билоусом суд своему предшественнику Александру Клименко. В общем, подстраховались.

В итоге, 18 февраля и сам судья Валерий Кузьменко, и весь состав Окружного суда, просто отказались рассматривать дело о запрете Компартии, устроив этакую забастовку.

Ну да Бог с ними с коммунистами, пусть себе спокойно остаются в нафталине, вернемся к нашим баранам, пардон, прокурорам.

Кандидаты под арест

Обыск в Административном окружном суде и забастовка его судей, по сути, просто детские шалости,  — все равно, что броски брусчатки с киевских мостовых на меткость по Беркуту, в сравнении с залпами артиллерии и ГРАДов в АТО.

Огнем тяжелой артиллерии стало обращение Генерального прокурора Украины Виктора Шокина к Верховной Раде дать согласие на задержание и взятие под стражу трех судей Печерского райсуда Киева Оксаны Царевич, Виктора Кицюка и Сергея Вовка.

Вина всех троих поистине ужасна — они входили в состав судей, рассматривавших дела и выносивших приговор Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. По нынешним временам это почти госизмена. Впрочем, обвиняются служители Фемиды по ч. 2 ст. 375 Уголовного кодекса Украины в вынесении заранее неправосудного решения в отношении обычных смертных — автомайдановцев и некоего гражданского истца.

«Если бы я знала заранее, какие испытания меня ждут в будущем за принятое в январе 2014-го решение, то я бы от него не отказалась. Сегодня оно было бы таким же, как и год назад. Ведь, по моему мнению, это решение единственное, которое я могла принять, потому что оно — законно», — так прокомментировала ситуацию сама Оксана Царевич.

Судить за законно вынесенное решение —  это все равно как в сказке битому небитого везти.

От любви до ненависти — один прокурор

«Зайдите в любой суд, и вы увидите, что прокуроры практически целыми днями сидят в кабинетах судей, они называют друг друга по именам, у них приятельские отношения. И как такой судья может принять какое-то другое решение, чем то, о котором просит прокурор? Никак! Это невозможно. Даже если нет оснований, только слова прокурора, судья все равно станет на его сторону», — так характеризуют отношения между судьями и прокурорами многие адвокаты.

Куда подевалась былая любовь — ушла вместе с прежним прокурором Яремой. Но он тоже не был святым, более того, именно по его инициативе следователи прокуратуры начали обвинять судей в затягивании и даже препятствовании расследования резонансных дел об убийстве Небесной сотни.

Не секрет, чьим человеком является новоиспеченный Генпрокурор Виктор Шокин — человек из когорты кумовей Президента Петра Порошенко. Абсурдно предполагать, что прокурор, ранее не замеченный в особой самостоятельности, решился объявить крестовый поход судам по собственной воле.

То есть, все происходящее — продолжение битвы за мандат на право пользования украинской судебной системой, чего, кстати, не отрицают даже сами судьи.

О мягкой руке

Кроме правоохранителей, есть и другие способы влияния на судей. Среди мягких, по мнению экспертов, это, прежде всего, так называемое квалификационное оценивание.

Такая оценка будет проводиться Высшей квалификационной комиссией судей Украины и его не прохождение будет основанием для освобождения судьи от должности.

Эдакая судейская диктатура, когда один орган может решать судьбу любого судьи страны. Что самое интересное, методику, по которой будет проходить оценивание ВККСУ, также будет разрабатывать для себя сама комиссия судей. Кинули щуку в реку.

Понятно, что процесс проверки по этим правилам будет очень специфическим. Ну как на тендерах по госзакупкам, когда победитель (прошедший) известен заранее, а чтобы стать им, нужно договариваться с экзаменатором. Но договориться труда не составит, ведь принятая процедура щедро отводит от 2 лет для судей апелляционных судов, до бесконечности в отношении судей местных судов.

Сроки более чем достаточные для определения истинного предназначения комиссий — выявить судей, которые не согласны принимать нужные власти решения и путем квалификационного оценивания освобождать их от должностей.

Не забыть бы еще об одной страшилке — люстрации, которая руками майданных юристов превратилась в имитацию, не говоря уже о ее законности. Но люстрация судебного корпуса идет, хотя она и растянута во времени до декабря 2015 года. В течение всего этого периода судьи будут находиться под угрозой увольнения с должности. При этом, положения закона, предусматривающего люстрацию, являются нечеткими, не гарантируют доказанности вины судьи в совершении правонарушений, не позволяют судье реализовать свое право на защиту, а также содержат существенные риски субъективной трактовки положений этого закона.

Складывается парадоксальная ситуация, когда судья, как представитель власти, который должен руководствоваться исключительно законом, принимал решение, скажем, о взятии лица под стражу, действительно совершившего преступление, и об этом убедительно свидетельствовали все доказательства. После этого в рамках политического договорняка принимаются законы об амнистии, а вчерашний арестованный становится жертвой режима. И один лишь факт принятия подобного судебного решения, которое может быть совершенно законным и обоснованным, является достаточным основанием для его увольнения и лишения права на 5 или 10 лет занимать другие государственные должности. Вот такое правосудие для избранных.

Старый добрый кулак

Но можно на судей давить и по старинке. Например, 30 января по сообщениям СМИ, были избиты сразу шесть судей Печерского районного суда, было это связано с решениями об отстранении от должностей руководителей «Беркута», которые подозреваются в силовом разгоне Майдана. Предполагают также, что это может быть месть «майдановцев» за вынесенные неправомерные решения.

Супер-советник министра внутренних дел Антон Геращенко обещал прокомментировать данную новость, но так и не собрался. Не знает, или наоборот, знает и поддерживает?

18 февраля активисты Антирейдерского союза приехали в гости к судье Высшего специализированного суда Украины Юлии Иваненко. Обошлось, правда, без рукоприкладства  — просто обклеили ворота и забор листовками, в которой обвинили служительницу Фемиды в вынесении неправосудного решения. Прямо как в прокуратуре, один почерк прямо-таки. Так и хочется назвать это звеньями одной цепи.

Вспомним также январскую «люстрацию» двух судей из Тернопольской области, которых бросили в мусорный бак.

Они всё хотят решать сами

Что же сами судьи? Сложившаяся ситуация заставила их не стесняться в выражениях.

«Куда мы идем с этой властью? Если кто-то скажет: в Европу — не поверю. Люди, которые призывают идти в Европу, не знают, что такое европейские ценности. Посмотрите, что у нас делается: нардепы позволяют себе заявлять, что судей можно выбрасывать в окна, исполнительная власть говорит: всех судей надо уволить. Для чего это? Все просто: они хотят все решать сами. Только бестолковая власть уничтожает суды и судей. Конечно, власти не нужна судебная система, которая отсуживает зарплаты, пенсии, льготы, защищает права граждан. Им нужна послушная судебная система», — подчеркнул член Совета судей Украины Александр Присяжнюк.

«Сегодня пытаются уничтожить суды. Ищут врага внутри страны, чтобы оправдать свою неспособность или нежелание проводить реформы. Украина, пожалуй, единственная страна, которая объявила борьбу с коррупцией путем уменьшения зарплат судьям, госслужащим. Это еще один пример того, что они хотят, чтобы все судьи встали и ушли, оставили должности. Чтобы пришли послушные судьи, которые будут выполнять указания Кабмина, Администрации Президента. Нам не нужно молчать. Кроме нас самих, никто нас не защитит», — уверен член Совета судей Украины Сергей Чумак.

В связи с этим событиями, у «Прокурорской правды» возникают следующие вопросы:

— стоит ли ожидать в Fb сотрудников Генпрокуратуры онлайн трансляций будущих набегов, пардон, обысков проштрафившихся судей;

— хотелось бы, наконец, услышать ну, или увидеть полный список судей, которых в прокуратуре подозревают в нелояльности к действующей власти. Или в нарушении отечественного законодательства, тут уж кто во что верит;

— о каких именно способах защиты от власти говорят судьи? Станем ли мы свидетелями чего-то беспрецедентного для нашей страны, например, иска отечественного судьи в Европейский суд что-то вроде «за уничтожение независимости украинских судов»?